Первый этап проекта реализован в период 01 января 2016 г. — 30 сентября 2016 г.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

в период 01 января 2016 г. — 30 сентября 2016 г.

В ноябре 2015 года Калмыцкая региональная общественная организация «Общество защиты прав потребителей Республики Калмыкия» вошла в число победителей конкурса по предоставлению грантовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО), проводимого Общероссийским общественным движением «Гражданское достоинство» в рамках реализации распоряжения Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп.

Сумма выделенного гранта составила 874962 руб. Реализация проекта под названием «Совершенствование системы общественной защиты потребителей в Республике Калмыкия» была направлена на развитие действующей системы общественной защиты прав потребителей в Республике Калмыкия.

Проект направлен на непосредственную юридическую помощь гражданам и повышение правовой грамотности и гражданского самосознания (достоинства) населения Республики Калмыкия, создание возможности для граждан в дальнейшем самостоятельно отстаивать свои права и распространять среди других граждан приобретенные в нашей общественной организации знания в данной области.

Конкретными целями и задачами проекта стали:

1. Повышение уровня ответственности управляющих компаний (УК) в сфере ЖКХ. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

— публичное (в СМИ) информирование собственников многоквартирных домов об обязанностях УК по управлению общедомовым имуществом, правах и обязанностях жильцов отношении такого имущества, а также при пользовании коммунальными услугами; — разъяснение прав жильцов при взаимодействии с УК, порядок расторжения и заключения договоров на управление многоквартирным домом, порядок обращений с требованиями к УК;

— обращение в суд общей юрисдикции с исковыми заявлениями о защите прав жильцов, а также предоставление жильцам сведений о добросовестности той или иной УК, в частности путем доведения информации о вынесенных ранее решениях судов в отношении интересующих УК.

2. Повышение уровня ответственности застройщиков в правоотношениях с участниками долевого строительства.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

— публичное (в СМИ) информирование граждан о правах и обязанностях и порядке

заключения, изменения и расторжения договоров долевого участи в строительстве, порядке приема-передачи квартир, составления протокола о недостатках и предъявления претензий застройщикам;

— обращение в суд общей юрисдикции с исковыми заявлениями о защите

прав участников долевого строительства, а также предоставление гражданам сведений о вынесенных ранее решениях судов в отношении интересующих застройщиков.

3. Повышение уровня грамотности граждан в сфере кредитных правоотношений. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

— публичное (в СМИ) информирование граждан о правах и обязанностях и порядке заключения, изменения и расторжения кредитных договоров с целью противодействия незаконным действиям кредитных организаций по оказанию дополнительных платных услуг, незаконных процентов и неустоек. — обращение в суд общей юрисдикции с исковыми заявлениями о защите прав заемщиков, а также предоставление гражданам сведений о вынесенных ранее решениях судов в отношении интересующих кредитных организаций.

4. Повышение уровня качества товаров и услуг. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

— публичное (в СМИ) информирование граждан о правах и обязанностях потребителей и продавцов (исполнителей) на примере моделирования конкретных ситуаций;

— обращение в суд общей юрисдикции с исковыми заявлениями о защите прав потребителей, а также предоставление гражданам сведений о вынесенных ранее решениях судов в отношении интересующих продавцов (исполнителей)

Финансирование социально значимого проекта было направлено на:

— привлечение на трудовой основе специалиста из числа наиболее активных добровольцев;

— закупка дополнительного оборудования и техники, необходимой для реализации программы;

— аренда дополнительного или более вместительного помещения;

— установление заработной платы для руководителя, двух специалистов и бухгалтера;

— обеспечение постоянной работы общественной приемной по оказанию бесплатной юридической помощи при пятидневной рабочей неделе.

  По результатам проделанной работы все позиции программных мероприятий выполнены успешно и в полном объеме.

Проделана работа по оказанию бесплатной юридической помощи всем гражданам-потребителям в организованной общественной приемной по стабильному графику 5/2 с 9.00 до 18.00 часов. На протяжении девяти месяцев ежедневно велись прием граждан, консультации, в том числе по телефону, подготовка необходимых гражданам претензий, заявлений, жалоб, составление исковых заявлений в суды общей юрисдикции в защиту прав и законных интересов граждан, по каждому делу осуществлялось представительство в суде, оказывалось содействие в исполнении судебных решений путем составления соответствующих заявлений в Управление федеральной службы судебных приставов России по Республике Калмыкия и кредитные учреждения по исполнению исполнительных документов.

Количественные показатели мероприятий, которых удалось достичь:

— 325 граждан получили устную консультацию по месту нахождения общественной приемной + 218 % (динамика за 2016 год в сравнении с показателями 2015 года);

— из них для 116-ти составлены претензии (жалобы, заявления, письма), что зафиксировано в соответствующем журнале с полученным согласием на обработку персональных данных (статистика претензий в 2015 году не планировалась и не велась);

— 38 человек получили комплексную правовую защиту от досудебной претензионной работы (консультации и составления претензии) до вынесения решения 

+ 237 % (динамика за 2016 год в сравнении с показателями 2015 года).

Все запланированные показатели были выполнены с превышением по сравнению с плановыми, что благотворно сказалось на достижении поставленных целей повышения степени правовой защищенности населения и уровня его правосознания.

Таким образом, результаты реализации проекта и программных мероприятий получились более чем успешными. Практической основой достижения указанного результата выступила организованная благодаря средствам гранта общественная приемная по оказанию гражданам-потребителям бесплатной юридической помощи в стабильном режиме, а также как следствие – появление уверенности граждан, что в рабочее время квалифицированные юристы всегда окажут всю необходимую юридическую помощь по восстановлению их нарушенных прав и законных интересов на безвозмездной основе, начиная от консультации и вплоть до юридического сопровождения при исполнении решения суда.